24.03.2024 Почему некоторые лекарства не доходят до аптек

«Московская газета» уже писала о проблемах с доступностью для россиян препаратов на основе циклоспорина. Пресс-служба Минздрава предоставила позицию Росздравнадзора и нескольких экспертов по этой ситуации. Сопредседатель Союза пациентов России Ян Власов рассказал, почему препараты не доходят до аптек

«В настоящее время в России в гражданском обороте находятся препараты с международным непатентованным наименованием циклоспорин пяти торговых наименований российского и иностранного производства, — отметили в Росздравнадзоре*. — Препараты стабильно производятся и поставляются на рынок. Объем ввода указанных препаратов в гражданский оборот в 2023 году составил 294 тыс. упаковок, что выше, чем в 2021 (191 тыс. упак.) и в 2022 (290 тыс. упак.). При этом, по данным системы маркировки лекарств, текущие остатки препаратов с МНН циклоспорин составляют более 154 тысяч упаковок, что соответствует полугодовой потребности. Таким образом, признаков дефицита на рынке не отмечается. В то же время Росздравнадзор и Минздрав России в постоянном режиме ведут мониторинг доступности лекарственных препаратов. В случае возникновения риска дефицита информация направляется Минпромторг».

«Глазная лекарственная форма МНН Циклоспорин используется в офтальмологии по ограниченным показаниям, – снижение слезопродукции вследствие сухого кератоконъюнктивита, — пояснил главный внештатный специалист-офтальмолог Минздрава России, академик РАН Владимир Нероев*. — В повседневной практике врача-офтальмолога назначается достаточно редко. Препарат не входит в списки ЖНВЛП, действующие клинические рекомендации и стандарты лечения офтальмологических заболеваний. В Российской Федерации на текущий момент зарегистрированы два торговых наименования глазных капель МНН Циклоспорин. По состоянию на 14.03.2024 в открытом информационном доступе глазная лекарственная форма МНН Циклоспорин имеется в наличии в более чем четырехстах аптеках московского региона. Альтернативой лечения снижения слезопродукции вследствие сухого кератоконъюнктивита является использование глазных форм глюкокортикоидов – МНН Дексаметазон и МНН Фторметалон, которые широко представлены на отечественном рынке».

По словам заведующего хирургическим отделением №1 (отделение трансплантации почки и поджелудочной железы) Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов им. В.И. Шумакова Минздрава России Джабраила Сайдулаева*, «дефицита препаратов с действующим веществом циклоспорин для предотвращения отторжения у пациентов после трансплантации органов в стране не наблюдается. Активно применяются две формы препарата – капсулы для приема внутрь различных дозировок и раствор. Пациенты полностью обеспечены препаратом как для лечения в стационарах, так и в амбулаторных условиях».

«Во время терапии препаратом Циклоспорин обязателен контроль уровня артериального давления, пульса, лабораторных показателей, в частности электролитов крови и креатинина, поскольку препарат нефротоксичен, соответственно декомпенсированная артериальная гипертензия и почечная недостаточность могут являться ограничением к его назначению, — отметила исполняющая обязанности завотделением клинической дерматологии Государственного научного центра дерматовенерологии и косметологии Минздрава России Анна Пугнер*. — При неэффективности или непереносимости препарата циклоспорин рекомендовано его медленное снижение путем титрования суточной дозы с постепенной отменой. В настоящее время препарат аналогичного механизма действия отсутствует, дальнейшая тактика терапии пациента определяется лечащим врачом индивидуально».

«Даже если Минздрав говорит, что всё хорошо, а госзакупки тех или иных препаратов выросли, для граждан всё это абсолютно ничего не значит, если препарат недоступен в аптеках, — сказал «Московской газете» сопредседатель Союза пациентов России Ян Власов. — Первая возможная причина этого – дефицит бюджета, если мы говорим о госзакупках препаратов за средства бюджета в рамках госпрограмм. В 2023 году Минздрав затягивал по этой причине закупки препаратов, по этому поводу были жалобы пациентов, мы в Союзе пациентов России писали обращения в Минздрав, к концу 2023 года ситуация выровнялась. Не хотелось бы, чтобы она повторилась в 2024 году.

Вторая причина – проблемы с доставкой препарата. Сейчас, как мы знаем, изменилась логистика, импортные препараты доставляются дольше, перевоз становится дороже. То есть схема поставки этих препаратов в аптеки изменилась принципиально.

Третья причина – складирование препарата: возникают ситуации, когда склад не определился с отпускной ценой, и поэтому препарат не может быть продан аптекам.

Четвёртая причина – аптечные сети могут не брать препарат по той цене, по которой он им доставляется, если не договорились с поставщиком препарата по маркетинговому договору: аптека как коммерческая организация хочет, чтобы ей заплатили за «полку», за место выставки препарата, и не все компании-поставщики на это идут. Аптека сейчас – не медицинское учреждение, а торговое, в каком-то смысле приравненное к магазину, и деятельность его регулируется ФЗ 152 о торговле. В советские времена Министерство здравоохранения могло требовать от аптек, чтобы они предоставляли гражданам необходимый ассортимент лекарств, сейчас всё по-другому. Пока Минздраву не вернут контроль все проблемы с доступностью лекарств, о которых мы говорим, будут иметь место».

*мнения специалистов предоставило Министерство здравоохранения Российской Федерации в ответ на редакционный запрос «Московской газеты».

Источник: Московская газета

Количество просмотров: 1