26.03.2024 Угроза менингита требует оперативной реакции системы здравоохранения

Вакциноуправляемые инфекции по-прежнему уносят жизни людей.

Одна из наиболее опасных – менингококковая – развивается настолько стремительно, что может привести к летальному исходу в течение считанных часов. Главная группа риска – новорожденные и дети младшего возраста. Наиболее эффективной мерой защиты от менингита является вакцинопрофилактика. Пока же прививка от менигококка, основного возбудителя заболевания, отсутствует в Национальном календаре профилактических прививок. Специалисты ожидают ее включение с 2025 года.

Первоочередные задачи в области борьбы с менингитом и его профилактики эксперты обсудили на тематическом круглом столе, организованном Всероссийским союзом пациентов. Открывая встречу, президент ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней ФМБА», академик РАН, профессор, доктор медицинских наук Юрий Лобзин напомнил, что менингококковая инфекция остается одной из актуальных проблем здравоохранения и общества, занимая второе место в структуре детской смертности после внебольничной пневмонии и первое место – как причина смерти детей из-за возбудителей инфекционных заболеваний. «Сам факт не очень большого числа случаев заболеваний менингококковой инфекцией компенсируется высокой летальностью. 15 из 100 заболевших, а по некоторым данным каждый пятый пациент, погибают. 20% оставшихся в живых имеют долгосрочные осложнения, проявляющихся в виде потери слуха и зрения, неврологических расстройств, когнитивных и других нарушений», – отметил он.

Заведующая научно-исследовательским отделом интенсивной терапии неотложных состояний ФГБУ «ДНКЦИБ ФМБА», доктор медицинских наук Алла Вильниц обратила внимание, что «заболевание не возникает в связи с переохлаждением по причине того, что человек не надел шапку», – такой миф бытует среди населения. Проблема гораздо серьезнее и связана с тяжелыми формами нейроинфекции, проявлением которой может стать гнойный менингит. Он характеризуется сочетанием воспаления в оболочках головного мозга и тяжелыми внечерепными проявлениями. Во многих случаях протекает с проявлениями сепсиса. «У детей не всегда можно зафиксировать классические проявления менингита, а основные признаки зачастую напоминают начало кишечной или респираторной инфекции. Иногда дети попадают в хирургические стационары с жалобами на боли в животе. Такие неспецифические начальные симптомы обуславливает сложность клинической диагностики, в связи с чем диагноз ставится, когда ребенок находится уже в очень тяжелом состоянии», – говорит эксперт.

Похожая ситуация произошла с пятилетней Эвелиной Савченко. Рождественское утро 2018 года, которое семья проводила в Санкт-Петербурге, стало переломным. За несколько часов до отправления поезда домой в Москву Эвелина почувствовала озноб. В дороге мама девочки – Яна Савченко – измерила температуру ребенку, которая в тот момент приближалась к отметке 40. Медицинская бригада, которая осматривала Эвелину в поезде, указала на ангину. Окончательный диагноз «менингококковая инфекция» девочке поставили только во 2-й инфекционной больнице Москвы, но спасти ее не удалось. Она умерла за полчаса до окончания Рождества.

Менингококковый менингит – это острая форма заболевания, которая протекает молниеносно. Повышение температуры до 39 и даже 40 градусов происходит одномоментно, может сопровождаться рвотой и головной болью, по всему телу появляется сыпь. В таком состоянии забрала из детского сада своего сына Амира Юлия Умарова. Дома она дала сыну жаропонижающее средство, а заметив распространение странной сыпи по телу, вызвала скорую. К моменту, когда приехали врачи, температура спала, а пятна они приняли за синяки. Ночью малышу стало хуже, ребенка госпитализировали, но до утра малыш не дожил. Ему было 1 год и 10 месяцев.

По словам Аллы Вильниц, летальный исход в первые 24 часа от начала генерализованной формы менингококковой инфекции (ГФМИ) фиксируется более чем в 60% случаев. «Это связано с тем, что стремительно развиваются внутричерепные и внечерепные патологии, каждая из которых сама по себе уже может приводить к летальному исходу, – говорит она. – Терапия острого периода ГФМИ и гнойного менингита (ГМ) требует наличия высокотехнологичного оборудования, дорогостоящих медикаментов и расходных материалов, наличие квалифицированного персонала, привлечение смежных специалистов. Применение современных методов терапии позволяет снизить летальность, но, к сожалению, не предотвращает инвалидизацию. Последствия заболевания крайне тяжелые – физические, неврологические, психологические».

Дочку блогера Ольги Савельевой – девятимесячную Катю – удалось спасти от смертельной болезни, но без последствий не обошлось. На шестой день после приема антибиотиков Кате стало лучше, но родители поняли, что она ничего не слышит. «Она не поворачивалась на звук, не реагировала на наши голоса. Ночью началась дикая гроза, все дети в отделении плакали, а Катя спала как ни в чем ни бывало. Надо было посмотреть правде в глаза – моя дочь оглохла», – поделилась Ольга Савельева. Чтобы девочка могла слышать, ей поставили кохлеарные импланты. Спустя время после операции Ольга понимает, что им, скорее всего, повезло – у менингита может быть множество других, более сложных последствий.

Директор проектов Всероссийского союза пациентов Олег Альмендеев обратил внимание на то, что трагические случаи заболевания детей возникали в ситуации отсутствия у них соответствующей вакцинации, поэтому важно добиваться развития Национального календаря профилактических прививок (НКПП). «В документе уже есть вакцины от пневмококковой и гемофильной инфекций, а вот прививка от менингококка пока отсутствует, хотя именно эта инфекция является основной причиной генерализирующего менингита, – сказал эксперт. – Включение ее в НКПП станет логичным доведением до конца работы по профилактике этого жизнеугрожающего заболевания в нашей стране».

По данным исследования, проведенного Центром «Социальная Механика» в период с 28 февраля по 15 марта 2024 года, общий уровень информированности россиян, имеющих детей в возрасте до 6 лет или ожидающих ребенка, об особенностях менингококковой инфекции, а именно о механизме передачи инфекции и восприимчивости к заболеванию, достаточно низкий. Полностью информированы о характере заболевания и его последствиях только 2,8% граждан. Значительная часть родителей (11,2%) ничего не знает о данном заболевании, а 5,2% разделяют ложные суждения о заболевании. Большинство респондентов (80,8%) имеют частичные знания о менингококковой инфекции. 53% респондентов осведомлены о том, что после перенесенного менингита могут возникать серьезные осложнения, 30,4% – о высокой летальности заболевания. Более 80% (82,2%) родителей детей до 6 лет или тех, кто ожидает ребенка, считают необходимым или желательным включение вакцина против менингококковой инфекции в Национальный календарь профилактических прививок. «В целом уровень осведомленности родителей о менингококковой инфекции невысок, они заинтересованы получать эту информацию, чтобы защитить здоровье семьи и своих детей, – прокомментировала результаты исследования заместитель директора Центра «Социальная Механика» Татьяна Фомина. – Чем больше люди узнают о тяжести последствий, от которых никто не застрахован, тем больше появляется понимание в необходимости вакцинации, поэтому первоочередными задачи в области борьбы с менингитом и его профилактики является разъяснительная работа и достижение высокого охвата населения иммунизацией».

По данным Роспотребнадзора[1], в 2022 году наблюдалось увеличение заболеваемости ГФМИ в два раза по сравнению с 2021 годом. На 16% выросла заболеваемость менингококковой инфекцией в январе – мае 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г[2]. Большую часть проблем можно предотвратить, вакцинировав население от гемофильной палочки, пневмококка, менингококка, считают эксперты.

Советник по науке холдинга «Нацимбио», д.м.н. Игорь Никитин отметил, что вакцинацию против менингококковой инфекции следует проводить и среди взрослого населения. В фокусе внимания должны быть военнослужащие и рабочие коллективы с высокой «скученностью» сотрудников.

Вакцины, защищающие взрослый контингент от самых распространенных штаммов менингококка, которые могут применяться как в очагах этой инфекции для купирования вспышек, так и для плановой профилактики у групп риска, уже производятся в России. Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов считает, что доступ к ним необходимо как можно быстрее расширить для населения, а также инициировать новые исследования и поиск инновационных методов профилактики, выявления и лечения менингита различной этиологии и повысить качество реабилитационной помощи перенесшим заболевание пациентам.

pr@patients.ru

Количество просмотров: 2