Счетная палата рекомендовала Минздраву отработать с субъектами возможность повышения эффективности госзакупок лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП за счет централизации аукционов. По результатам мониторинга закупок за 2021—2023 годы выяснилось, что механизм централизованных закупок лекарственных препаратов из перечня внедрен только в половине регионов.
Счетная палата рекомендовала Минздраву России до 1 июля 2025 года провести работу с регионами по повышению эффективности закупок лекарственных средств из Перечня ЖНВЛП. Речь идет о централизации аукционов и проведении совместных межрегиональных торгов, которые позволят сократить бюджетные расходы. Рекомендации даны по результатам аудита, с данными которого ознакомился «МВ».
Сейчас только в 44 регионах внедрен механизм централизованных закупок лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП, в 32 из них это привело к положительному экономическому эффекту. Там стоимость закупленных медикаментов оказалась на 4,2% ниже, чем при самостоятельных торгах.
«Отдельные регионы закупают лекарственные препараты по ценам выше, чем соседние субъекты, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности использования бюджетных средств. Использование механизма централизованных закупок призвано обеспечить консолидацию потребности в лекарственных препаратах и их эффективную закупку крупными партиями по минимальным ценам», — отметили в Счетной палате.
Обеспечить внедрение механизма референтных цен на препараты, в отношении которых установлена взаимозаменяемость, а также правильность принятия заказчиками управленческих решений при организации закупок лекарств не позволяют недостатки в работе информационных систем Минздрава, таких как Государственный реестр, ИАС, ЕСКЛП, ГРЛС, делают вывод аудиторы. Так, например, методика сбора данных и расчета показателя, характеризующего изменение уровня розничных цен на препараты из Перечня ЖНВЛП в амбулаторном сегменте и рассчитываемого Росздравнадзором, не учитывает объемы их продаж и не отражает рост цен.
При описании объекта закупки заказчики не всегда учитывают эквивалентные лекарственные формы и дозировки, в том числе с учетом сведений, содержащихся в ЕСКЛП; выставляют очень маленькие сроки между датами заключения контракта и сроком поставки; объявляют аукционы на незначительные объемы лекарств, что приводит к нежеланию поставщиков участвовать в них. Отсюда — несостоявшиеся конкурсные процедуры и закупки препаратов по завышенной стоимости. На региональном уровне начало поставки лекарств централизованными заказчиками планируется в среднем в течение 5,4 календарных дня (+2,8 дня к федеральным заказчикам), в самостоятельных закупках – в течение 4,3 календарных дня (+1,6 дня к федеральным заказчикам).
Действующий порядок расчета предельной отпускной цены на лекарственный препарат не предусматривает контроля за достоверностью и обоснованностью включенных производителем затрат в расчеты. Это создает возможность завышения предельной отпускной цены, в том числе за счет включения в нее финансовых премий (бонусов) дистрибьюторам. При этом в последние годы наибольший объем лекарств приобретался в ценовом сегменте от 900 до 5 тыс. руб. Отмечаются длительные процедурные сроки рассмотрения документов — до 70 рабочих дней — при регистрации или перерегистрации предельной отпускной цены (при отсутствии возможности электронного документооборота), что затрудняет быстрый выход на внутренний рынок эффективных препаратов.
Президент Владимир Путин ранее поручил Минздраву ввести в Комиссию по формированию лекарственных перечней представителей пациентского сообщества. Сейчас члены пациентских организаций присутствуют на заседаниях комиссии и высказывают свою позицию по рассматриваемым для включения в перечни препаратам, но без права участвовать в голосовании.
После состоявшихся в конце августа заседаний Комиссии Минздрава по формированию лекарственных перечней пациентские организации выразили разочарование результатами голосования. Всероссийский союз пациентов попросил Минздрав разъяснить принципы отбора препаратов, отмечая, что в Перечень ЖНВЛП не вошли современные лекарственные средства для лечения ряда состояний, в том числе не имеющие других терапевтических альтернатив. Это может привести к преждевременной смерти более 1,1 тыс. человек и повлечет дополнительные расходы системы здравоохранения, подсчитали в организации.
В октябре Народный фронт предложил радикально реформировать работу комиссии. Площадка превратилась в несистемные торги с производителями лекарств по цене, считают эксперты.
Источник: Медвестник
27.12.2024
27.12.2024 «Правило "второй лишний" не должно распространяться на препараты из перечня ЖНВЛП»26.12.2024
26.12.2024 Больше трети врачей боятся роста нагрузки и уголовной ответственности после введения новых требований