24.12.2024 В аптеках Петербурга резко снизились продажи БАДов

Продажи биологически активных добавок (БАД) в аптеках Санкт-Петербурга (включая офлайн и онлайн, без учета маркетплейсов) за 11 месяцев этого года составили 17,8 млн упаковок. Это на 27,3% меньше, чем за аналогичный период 2023 г., сообщили в DSM Group в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад».

Если рассматривать динамику в разрезе конкретных категорий, то ряд их них показали еще большее падение. Так, продажи биодобавок, поддерживающих иммунную систему, за тот же период снизились на 46,3% до 614 000 упаковок, а БАДов для дыхательной системы – на 33,5% до 1,13 млн упаковок. Также на 31,1% до 2,08 млн пачек упал спрос на биодобавки для нервной системы. Фактически, падение аптечных продаж за данный период показали все ключевые категории БАДов. Наименьшее снижение наблюдалось в группе биодобавок для сердечно-сосудистой системы – на 8,9% до 486 000 пачек.

Примечательно, что в денежном выражении падение продаж было не настолько глубоким, как в натуральном. За 11 месяцев этого года петербуржцы приобрели в аптеках Петербурга биодобавок суммарно на 7,16 млрд руб., что на 8,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Соответственно, такая разница в темпах снижения продаж в натуральном выражении по сравнению с денежным произошла за счет роста средней стоимости приобретенной пачки.

За январь-декабрь этого года средняя цена приобретенной упаковки БАДов в петербургских аптеках составила 402,5 руб. Это на 25,3% больше, чем за тот же период прошлого года. В отношении импортных и отечественных биодобавок рост был почти равномерным. Средняя стоимость приобретенной пачки зарубежных БАДов выросла на 26,2% до 972,2 руб., а отечественных – на 23,7% – до 298,7 руб.

В общем объеме продаж в пачках за 11 месяцев этого года основная доля (84,6%) пришлась на отечественные биодобавки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она почти не изменилась, незначительно снизившись на 0,3 п. п. В финансовом выражении доля российских БАДов составила 62,8%, по отношению к 11 месяцам прошлого года она снизилась на 1 п. п. В деньгах тройку лидеров по объему продаж за данный период составили БАДы производителей «Эвалар» с долей 16,1%, Solgar (10%) и Мирролла (4,6%).

Опрошенные издание эксперты отмечают, что падение продаж биодобавок в натуральном выражении в аптеках связано с совокупностью факторов. Одним из основных является продолжающийся переток спроса на маркетплейсы, говорит генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

Согласно исследованию рынка БАДов ГК «Сириус», в  2023 г. продажи БАДов в России на маркетплейсах выросли на 60% год к году, до 26,4 млрд руб. За первый-третий квартал 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 43% до 25,9 млрд руб.

«Конечно, маркетплейсы активно работают с этой продукцией, кроме того, там более широкий ассортимент, которого нет в аптеках, поэтому частично спрос мигрирует в онлайн», – подтверждает тенденцию директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов. Однако на снижение общего объема продаж в натуральном выражении влияет и значительный отток спроса из конкретных категорий. Например, в БАДах для нервной системы, которые показали снижение на 31,1%, динамика частично может быть связана с трендом на отказ от малоэффективных успокаивающих средств и переориентации на серьезную терапию (по назначению врача) при наличии соответствующих симптомов, добавил эксперт.

Что касается биодобавок для дыхательной и иммунной систем, в которых наблюдалось самое большое снижение продаж за 11 месяцев, то, как отмечает исполнительный директор СРО «Союз производителей БАД к пище» Александр Жестков, частично это связано с «обнулением» постковидного эффекта. «Постковидный эффект держался в 2021-2022 гг., но затем фокус на эти биодобавки снижался. Есть понимание, что это связно с постепенным уходом данной темы из информационной повестки», – прокомментировал он.

С другой стороны, фактором, который ограничил продажи в натуральном выражении, для части аудитории потребителей могло стать и увеличение стоимости биодобавок, полагает руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Ян Власов. Здесь важно отметить, что рост средней стоимости приобретенной пачки на 25,3% включает как инфляционный фактор, так и переориентацию потребителей (у которых есть средства) на БАДы более высокого ценового сегмента.

По оценкам Власова, реальная стоимость биодобавок за данный период выросла примерно на 15%. Жестков также придерживается оценки, что около 15% роста связано с инфляционным фактором, поскольку отечественные производители в основном импортируют сырье, а в связи с курсовой разницей и возросшими затратами на логистику издержки увеличились.

На ситуацию также влияет и переориентация части потребителей на более дорогую продукцию, что также увеличивает среднюю стоимость приобретенной пачки. «Растут продажи более высокой ценовой категории. Аудитория потребителей БАДов стала моложе, а они более тщательно выбирают эту продукцию», – резюмировал Жестков.

Источник: Ведомости

Количество просмотров: 1