Назад

30.09.2024 Конституционный Суд РФ учел предложения БФ «ПОДСОЛНУХ» по финансированию лекарств для орфанных пациентов

30 сентября 2024 г.

Новости ВСП

30.09.2024 Конституционный Суд РФ учел предложения БФ «ПОДСОЛНУХ» по финансированию лекарств для орфанных пациентов

При решении системных задач Фонд Подсолнух не раз поднимал вопрос закупки лекарств с резервом

Государственный Совет Республики Татарстан обратился в Конституционный Суд РФ с оспариванием конституционности положений о том, что финансирование лекарств для редких (орфанных) пациентов происходит из средств не федерального, а регионального бюджета. По мнению заявителя, такое положение ставит пациентов в неравные условия и зависимость от финансовых возможностей региона.

Фонд «Подсолнух» направил свое заключение в Конституционный Суд Российской Федерации по данному вопросу, предоставив данные своей адресной и системной деятельности, а также предложив положения для совершенствования:

  • установление правовой определенности в перечнях редких (орфанных) заболеваний, отсутствие которой ведет к нарушению прав граждан в льготном лекарственном обеспечении в зависимости от возраста, места жительства и нозологии;
  • унификация правового регулирования для редких (орфанных) пациентов, включая подробное распределение полномочий между федерацией и регионами и ролью федерации при нехватке финансирования у регионов: перераспределение ресурсов, резервы, роль Фонда «Круг добра» и, возможно, создание отдельной федеральной программы.

Конституционный Суд в ответ на запрос ГС Республики Татарстан и с учетом заключения БФ «ПОДСОЛНУХ» установил следующие положения:

  1. Перечни заболеваний: Судебный орган конституционного контроля подтвердил то, что перечни и их критерии не определены, но действующее законодательство не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих орфанными заболеваниями. Следовательно, отказ в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации недопустим.
  2. Резерв лекарственных препаратов: Конституционный Суд подтвердил, что значительная часть расходного бремени принадлежит регионам, однако обстоятельства финансового или организационного характера не могут служить конституционным отказом в льготном лекарственном обеспечении. Правовая позиция КС РФ включает необходимость создания резерва лекарственных препаратов федеральными государственными органами для тех случаев, когда регион не справляется с обеспечением пациентов.
  3. Назначение лекарственного препарата вне перечней, по жизненным показаниям индивидуальной непереносимости, а также обеспечение при переезде граждан: Конституционный Суд также отмечает, что в таких случаях требуется содействие от федеральных органов государственной власти, а значит, источник финансирования может быть различным (а не только субъекта РФ).

Мария Посадкова, руководитель правовой службы Благотворительного Фонда «Подсолнух», к.ю.н., доцент кафедры медицинского права Первого МГМУ им.И.М.Сеченова:
«Решение Конституционного Суда – это значимое событие как для участников сферы здравоохранения, так и для всей правовой системы, обеспечивающее и защищающее права пациентов с жизнеугрожающими заболеваниями путем объединения усилий между регионом и федерацией.

При решении системных задач Фонд Подсолнух не раз поднимал вопрос закупки лекарств с резервом, и мы рады, что наша позиция, выраженная в обращении, нашла отражение и в решении Конституционного Суда. Уверены, что данное решение позволит повысить эффективность всей системы здравоохранения»