По закону "Об обращении лекарственных средств" в России разрешена онлайн-продажа безрецептурных препаратов. Законодатели пошли дальше: в 2023 году начнется эксперимент по дистанционной торговле рецептурными препаратами. Он будет идти с 1 марта 2023 года до 1 марта 2026 года.
В эксперименте примут участие Москва, Московская и Белгородская области, поскольку в этих регионах уже существуют платформы электронных рецептов, которые обеспечат идентификацию при онлайн-заказе и доставке лекарств. "РГ" задала несколько важных вопросов экспертам.
Какое значение имеет дистанционная торговля для совершенствования лекарственного обеспечения?
Константин Кокушкин, директор Научно-практического центра клинико-экономического анализа Минздрава Московской области, главный внештатный клинический фармаколог Московской области: В первую очередь это повышает возможность приобрести лекарственный препарат. Особенно это важно для людей, которые находятся на лечении дома, и у них нет возможности пойти в аптеку.
Кирилл Хромов, управляющий директор компании "Первый электронный рецепт" ("1ЭР"): Пилот позволит увеличить доступность рецептурных лекарственных препаратов для многих категорий граждан. Особенно это актуально для маломобильных людей, а также для лиц, больных хроническими заболеваниями. Не стоит забывать о продолжающейся пандемии коронавируса, которая оставляет за собой потребность в онлайн-доставке рецептурных лекарств для избегания рисков заражений в местах скопления людей.
Максим Агарев, директор GR-проектов компании "Яндекс": Помимо очевидного повышения доступности лекарств, это и влияние на качество лечения, особенно длительного курсового, что в значительной мере определяется физическим наличием лекарства у пациента. Возможность найти препарат дешевле и получить с доставкой прямо на работу или домой повысит так называемую комплаентность пациентов и, как результат, качество терапии.
Какие проблемы необходимо решить в рамках пилотного проекта, чтобы сформировать эффективно работающий механизм доставки рецептурных лекарств?
Константин Кокушкин: Целый ряд вопросов, связанных с логистикой, с привлечением достаточного количества аптечных и медицинских организаций, курьеров или специализированных организаций, осуществляющих доставку, обеспечением единого цифрового информационного контура на всех этапах процесса - от выписки электронного рецепта до получения препарата пациентом, создания удобных для населения приложений с информацией о наличии препаратов в аптеках, их ценах, а также разработать регулирующие нормативно-правовые акты.
Максим Агарев: Важный момент - включение в эксперимент как электронных, так и бумажных рецептов. Несмотря на значительное развитие системы электронного рецепта, пока не приходится говорить о его полномасштабном использовании всеми врачами. Кроме того, в ряде ситуаций, например, у пациента на дому, врач просто не имеет возможности выписать электронный рецепт. При этом, безусловно, необходимо более активно развивать использование электронных рецептов во врачебном звене. Выписка таких рецептов является залогом успешности эксперимента, поэтому нужно обеспечить заинтересованность врачей в них.
В эксперименте примут участие Москва, Московская и Белгородская области, где уже существуют платформы электронных рецептов
Кирилл Хромов: Важнейшая часть пилотов - создание налаженного и работающего механизма формирования и погашения электронных рецептов. Работа системы ЭР в регионе минимизирует риски нарушений, связанных с отпуском лекарственных препаратов. Лекарства по электронному рецепту будут выдаваться либо гражданину, чьи данные указаны в ЭР, либо его законному представителю (например, родителю ребенка, опекуну и т.д.). Форма электронного рецепта подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лечащего врача. Самое главное - электронный рецепт обращается в информационной системе в сфере здравоохранения субъекта РФ как юридически значимый документ, без которого невозможно обслужить пациента. Опыт работы нашей компании, как оператора системы электронного рецепта в 36 субъектах РФ, помогает нам подтвердить заинтересованность и высокую степень готовности ряда регионов для участия в эксперименте, например, Ярославская, Самарская, Челябинская области, а также ряд регионов Дальнего Востока - в них не только установлено нормативно-правовое регулирование применения электронных рецептов, но и происходит обслуживание граждан в аптечных организациях по электронным рецептам на лекарственные препараты, в том числе за полную стоимость. Поэтому, на наш взгляд, список регионов, готовых к эксперименту, потенциально может быть расширен.
В пилоте предстоит отработать единый цифровой информационный контур - от выписки рецепта до получения на дому
Какие риски возникают при использовании новых каналов доставки лекарств?
Константин Кокушкин: Самое главное, чтобы у жителей была уверенность, что лекарственный препарат, который они получают, хранился и транспортировался в соответствии с требованиями. Для достижения безопасности при дистанционных продажах планируется следующие мероприятия: к участию в программе по обеспечению розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом привлекаются аптечные организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и владеющими такой лицензией не менее одного года, имеющие оборудованные помещения для хранения сформированных заказов в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденными приказом Минздрава РФ, курьерские службы, способные обеспечить поддержание необходимого температурного режима для доставки термолабильных лекарственных препаратов.
При доставке заказов, содержащих термолабильные лекарственные препараты, используются транспортные средства, обеспечивающие поддержание необходимого температурного режима, или иное соответствующее оборудование (изотермическая упаковка, термоконтейнер и т.п.). Заказ упаковывается с оформлением описи вложения в герметичную транспортную упаковку, обеспечивающую защиту от внешнего воздействия в зависимости от условий хранения в соответствии с инструкциями по медицинскому применению и возможностью подтверждения факта вскрытия. Из перечня препаратов, подлежащих дистанционной продаже, исключаются лекарства, требующие специфических трудновыполнимых условий хранения и транспортировки, например, для которых установлен температурный режим хранения ниже 15 градусов Цельсия. Аптечные организации и лица, осуществляющие доставку заказа, несут ответственность за реализацию фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и не зарегистрированных в Российской Федерации лекарств. А в обязанности аптечных организаций - участников розничной торговли препаратами дистанционным способом включается требование проинформировать покупателя о показаниях к применению приобретаемого им лекарственного препарата, сроке годности, правилах хранения, взаимодействии с другими лекарственными препаратами, довести полный текст последней актуальной инструкции по медицинскому применению.
В дальнейшем целесообразно распространить дистанционную реализацию и на льготные препараты
Максим Агарев: Важно, чтобы и на этапе доставки обеспечивалась сохранность лекарства от физического повреждения, температурных воздействий и прочего. Постановление правительства 697 налагает на продавца обязанность подготовить заказ к доставке с учетом таких рисков и использовать в процессе доставки необходимое оборудование. Поэтому все, что необходимо для обеспечения безопасности ЛС, - это тщательный контроль за соблюдением требований законодательства всеми участниками процесса дистанционной торговли. Учитывая цифровой характер нового процесса продажи лекарств, я полагаю, что он обеспечит большую прозрачность и контролируемость, чем традиционная торговля. Вся информация о рецепте, продавце, покупателе и прочем сохраняется и может быть использована для контроля и расследования неблагоприятных ситуаций. На мой взгляд, это обеспечит более ответственный подход к процессу всех его участников.
Стоит ли включить в пилотный проект по дистанционному обслуживанию рецептов доставку льготных лекарственных препаратов?
Юрий Жулёв, сопредседатель Всероссийского союза пациентов: Мы в ВСП очень рассчитываем на то, что со временем дистанционная реализация лекарств будет распространена и на льготные препараты. Я знаю, что пока они не включены в этот проект по причинам неопределенности источника финансирования доставки. Есть определенное беспокойство, что если доставка будет платная, то это вызовет возмущение пациентов, ведь сами лекарства для них бесплатны. Но такой сервис был бы удобен для нескольких групп пациентов: например, инвалидов 1 и 2 групп, одиноких пожилых людей, у которых нет рядом близких, для матерей-одиночек с детьми-инвалидами. Все-таки, мне кажется, опционально можно было бы попробовать эту модель - хотя бы пока за счет пациентов или с софинансированием со стороны фирм-производителей и региональных властей, а для этого надо было бы провести переговоры с ними. Такой шаг позволил бы обкатать эту модель и посчитать необходимые средства. На самом деле не исключено, что доставка окажется даже более выгодной, чем хранение лекарств на аптечных складах. Я не раз слышал мнения, что дешевле доставить лекарство потребителю, чем хранить его и ждать, когда он сам придет за ним. К тому же у аптек есть тариф на обслуживание, и вполне возможно, что доставка тоже может быть заложена в него. В любом случае это не будет массовая история, но посчитать на определенной группе и просубсидировать этот формат вполне можно, а если опыт окажется удачным, масштабировать его.
Источник: Российская газета
22.11.2024
22.11.2024 Татьяна Шашурина: «Ситуация с обеспечениями лекарственными препаратами пациентов с ВЗК и СКК изменилась в худшую сторону»20.11.2024
20.11.2024 ВСП: на лекобеспечение пациентов с гиперхолестеринемией требуется 1,8 млрд рублей в год