23 декабря 2022 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Общественный контроль здравоохранения. Результаты федерального проекта «ЗдравКонтроль» за 2022 год».
Организатор мероприятия — Комиссия по территориальному развитию и местному самоуправлению, Комиссия по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения.
Основная цель проекта «ЗдравКонтроль» — повышение качества и доступности государственной медицинской помощи для граждан России посредством активизации общественного контроля здравоохранения, повышения правовой грамотности и оперативного решения проблем в вопросах медицины.
В рамках проекта работает 175 медчатов с активным участием более 300 тысяч жителей в возрасте от 18 до 65 лет. Медчаты — это прямой канал оперативной коммуникации жителей и представителей медорганизаций без долгих ожиданий, бюрократии и бумажной волокиты. За 2022 год в систему медицинских чатов проекта поступило более 100 тысяч обращений граждан, связанных с нарушением их прав при получении медицинской помощи и более 80 тысяч проблемных ситуаций было оперативно разрешено.
Открывая работу круглого стола, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, директор Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России Николай Дайхес отметил, что за время работы проект зарекомендовал себя как инструмент эффективной коммуникации организаторов системы здравоохранения, врачей и пациентов. Проект был успешно апробирован на территории Московской области. С 2023 года проект рекомендован Общественной палатой РФ для реализации во всех регионах страны.
Повышение уровня доверия граждан к системе здравоохранения через общественный контроль стала одной из ключевых тем круглого стола. Сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Ян Власов подчеркнул необходимость доработки закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ). «Пациентские организации, объединяющие большое число граждан, по сути лишены возможности активного участия в организации общественного контроля в здравоохранении. Вместе с тем, для этого у нас имеется вся необходимая экспертиза и опыт. Мы возглавляем работу общественного совета при Росздравнадзоре, за несколько последних лет ВСП выступил организатором свыше 210 экспертных площадок, проводим школы пациентов, налажена работа Горячей линии ВСП, ведется большая аналитическая работа – опросы по качеству оказания медицинской помощи, а также врачей, пациентов с целью выявления системных недостатков и повышения качества оказания медицинской помощи», — рассказал Ян Власов.
«Назрела необходимость создания отдельного нормативного регулирования общественного контроля в здравоохранении, который будет направлен на развитие взаимодействия врача и пациента. В поправках в ФЗ N 212 должны быть также зафиксированы статус и полномочия пациентских организаций, их опыт позволит снизить напряжение между врачами и пациентами и сделать взаимодействие более прозрачным и эффективным», — подчеркнул сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв.
Проект «ЗдравКонтроль» в полной мере отвечает современной пациент-ориентированной модели, на которую сейчас переходит система здравоохранения. «Эта модель предусматривает внимательное отношение к мнению пациента, контроль и анализ обращений пациента, оперативную обратную связь. Достижению этих задач способствуют, в том числе медчаты. Они не только обеспечивают обратную связь и позволяют решить проблемы пациентов, но и активно должны использоваться для информирования пациентов, — считает Юрий Жулёв.
По мнению Юрия Жулёва, принципы пациент-ориентированности должны найти отражение как в законодательстве, так и в принципах работы медицинских организаций. Если медицинский персонал не поддерживает принцип пациент-ориентированности, то эффективность коммуникации с пациентами будет снижена, в том числе и в медчатах. Меняться нужно всем, в том числе медицинским организациям. По оценкам ВСП, до 90% проблем пациентов могут быть решены в клинике при ее готовности их решать и при выстроенной системе обращения с жалобами пациентов.
Лидеры ВСП считают необходимым усилить работу в медчатах за счет привлечения членов общественного совета при Росздравнадзоре, которые работают в каждом регионе, медицинских страховых организаций, региональных властей, а также активно тиражировать опыт успешных проектов. «Необходимо использовать имеющиеся наработки проектов, нацеленных на информирование пациентов. Например, хорошо зарекомендовала себя Горячая линия ВСП, Навигатор для пациентов — это цифровой помощник для помощи пациенту права которого на получение медицинской помощи были нарушены».
В ходе круглого стола регионы представили результаты своей работы в рамках проекта «ЗдравКонтроль», обменялись лучшими практиками в реализации общественного контроля, обсудили системные проблемы в сфере здравоохранения, выявленные на основании региональной статистики по обращениям граждан, а также планы проекта на 2023 год.
Информационная служба Всероссийского союза пациентов
www.vspru.ru
22.11.2024
22.11.2024 Татьяна Шашурина: «Ситуация с обеспечениями лекарственными препаратами пациентов с ВЗК и СКК изменилась в худшую сторону»20.11.2024
20.11.2024 ВСП: на лекобеспечение пациентов с гиперхолестеринемией требуется 1,8 млрд рублей в год