Специалисты назвали причины отсутствия всеобщего лекарственного страхования в России, несмотря на все попытки его организации в течение последних 15 лет. Ключевые из них — нехватка средств, отсутствие фармакоэкономических расчетов и поведенческие привычки населения, ориентирующегося на рекламируемые препараты.
Эксперты указали на недостатки сложившейся в России модели амбулаторного лекарственного обеспечения. В их числе: отсутствие экономических стимулов для рационального использования финансовых ресурсов; сложности в планировании затрат; неконтролируемый отпуск препаратов; низкая культура потребления лекарственных средств населением, то есть самолечение, а также хронические сбои поставок.
Сейчас правом на льготное лекарственное обеспечение обладают около 18% граждан страны, а пациенты вне льготных категорий зачастую не в состоянии оплатить амбулаторное лечение. Из-за этого в ряде случаев болезнь приобретает запущенную форму, пациент попадает в стационар, что в конечном счете ведет к удорожанию медицинской помощи. Соответствующие расчеты приводят авторы аналитической публикации «Всеобщее вместо льготного. Зачем России лекарственное страхование и каким оно должно быть», опубликованной в первом номере журнала «Эхо медицины. Аналитика, регуляторика, практика».
Несмотря на то, что возможность внедрения лекарственного страхования для всех обсуждается уже больше 15 лет, масштабный запуск этой системы за исключением отдельных состояний — сердечно-сосудистых заболеваний, гепатита С и некоторых других — до сих пор не состоялся. Среди причин такой ситуации называются нехватка средств, отсутствие фармакоэкономических расчетов и поведенческие привычки россиян, ориентирующихся на рекламируемые препараты. В результате действующая в стране система оставляет без финансовой поддержки львиную долю населения, так как значительная его часть не способна стабильно оплачивать необходимые лекарства, считает член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, врач-эндокринолог Ольга Демичева.
Международный опыт доказывает, что с помощью лекарственного страхования повышается доступность амбулаторной терапии — такая система налажена во всех развитых странах. Ключевым элементом механизма выступает соплатеж пациента — частичная оплата стоимости отпускаемого по рецепту препарата в момент его получения в аптеке в виде фиксированной суммы или процента от цены. В России не включенные в льготные категории граждане при лечении амбулаторно приобретают препараты самостоятельно.
По оценкам экспертов, для введения лекстрахования необходим расчет реальной статистики потребности в лекарственных препаратах различных категорий населения. Без такой базы невозможно корректно спланировать финансирование. Далее необходимы выделение отдельной строки федерального бюджета и создание прозрачной системы распределения средств между регионами с учетом демографии, профиля заболеваемости, ценовой конъюнктуры и доступности аптечной сети.
«В основе решения вопроса о любом возмещаемом объеме госгарантий должны быть четкие ответы: кому, сколько, где и на каких условиях. Поэтому прежде, чем вводить систему лекарственного возмещения, следует посчитать потребность граждан, не входящих в льготные категории. Сейчас сложно оценить рациональность расходования средств населения, так как зачастую покупают не то, что нужно, а то, что рекламируется; рецептурные препараты нередко отпускают без рецепта. Мы не знаем реальную потребность, поэтому не можем рассчитать необходимый объем средств», — говорит директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики» Лариса Попович.
В случае запуска программы лекстрахования в стартовом периоде потребуется резерв на неизбежный скачок потребления: по опыту экспертов, в первые месяцы спрос может вырасти на четверть и более, что должно быть заранее учтено в параметрах бюджета и регламенте администрирования.
«Полагаем, что перед внедрением всеобщей модели ее целесообразно протестировать на приоритетных возрастных группах: детях до 18 лет и людях пенсионного возраста. Эти категории, с одной стороны, финансово уязвимы, с другой — крупные потребители амбулаторных лекарств, причем их потребность в лекарственных препаратах поддается прогнозированию. Совокупность этих шагов создаст клинически обоснованную, финансово предсказуемую и технологически управляемую систему. С ее помощью удастся снизить личные расходы граждан, укрепить амбулаторное звено и обеспечить измеримый вклад в снижение смертности, а также стимулировать локализацию и расширение отечественного производства, одновременно повышая эффективность бюджетных расходов», — отмечают авторы публикации.
Ранее в Госдуму РФ был внесен законопроект, которым предложено наделить пациентов правом получать дорогостоящие лекарства и медизделия в рамках ОМС амбулаторно. Таким образом предлагается сократить необходимость «ненужных» госпитализаций, снизить бюджетные траты и дать правительству возможность оперативно принимать решения о предоставлении отдельных видов медпомощи, писал «МВ». При этом в ноябре парламент отклонил доработанный законопроект о праве малоимущих на субсидии в тех случаях, если затраты на лекарства превышают 10% их дохода.
По данным Всероссийского союза пациентов (ВСП), больше половины «льготников» сообщили, что в 2025 году покупали положенные бесплатно лекарства за свои деньги (63,8%). Среди причин чаще всего они называли отсутствие лекарства в аптеке (68,5%), недоверие «аналогу» и личное предпочтение принимать привычный препарат (47,5%). Ранее представители другой организации сообщили, что личные расходы россиян на онкологические лекарственные препараты увеличились за последние три года с 4 млрд до 9 млрд руб. в год. Такие данные приводились в исследовании «Движения против рака» и аналитической компании DSM Group.
Источник: Медвестник