9 октября 2023 г.
Источник: Первый русский. Царьград
В России начала ощущаться нехватка вакцин от смертельно опасных заболеваний. Минздрав заявляет, что дефицита нет, но из регионов поступают тревожные сигналы. Особо остро ситуация обстоит с препаратами для профилактики кори и ветрянки. Насколько высока угроза, читайте в материале Царьграда.
Лучше поздно, чем никогда
Из регионов России посыпались жалобы на нехватку вакцины от полиомиелита. С "живой" отечественной вакциной "БиВак Полио" (пероральная, разработчик — Центр имени Чумакова) проблем с поставками нет, но использовать её в качестве первой дозы для ранее непривитых детей нельзя. Их прививают преимущественно инактивированной вакциной "Полиоваксин" (производитель — компания "Нанолек" совместно с Центром имени Чумакова). Контракты на её поставку заключили несвоевременно, и образовался дефицит.
Правда, в Минздраве России заверили, что нехватки вакцин для профилактики полиомиелита нет, потребности закрыты на 100%. В 2023 году заключены контракты на поставку 3,435 млн доз "БиВак Полио" и 1,92 млн доз "Полиоваксина". Однако в министерстве признали: живая вакцина поставлена в регионы в полном объёме, а инактивированная — пока нет. Ранее первым этапом в регионы отгрузили только половину — около 1 млн доз "Полиоваксина", остальное поступит в поликлиники в период с 16 сентября по 15 декабря.
Ситуацию с вакциной от полиомиелита прокомментировал Царьграду председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Ян Власов.
Нехватка вакцины – это большой стратегический прокол. И прежде чем заявлять об этом, нужно разобраться. Я уточнил у производителя вакцины и в Минздраве: те объёмы, которые запросило государство, произведены полностью,
— заявил эксперт. Он отметил, что цикл производства вакцины от полиомиелита занимает полгода. Именно столько субстрату нужно, чтобы созреть. Возможно, ряд частных клиник, которые также имеют право прививать от полиомиелита, могли опоздать со своими заявками и остались ни с чем.
Корь наступает
Гораздо большее опасение экспертов вызывает ситуация с препаратами от других опасных болезней. О перебоях с поставками вакцин против кори и ветрянки эксперты предупреждали ещё в августе. Нехватка касается как импортных, так и отечественных препаратов, закупаемых Минздравом в рамках Национального календаря прививок.
Особое беспокойство вызывает профилактика кори. Как сказал Ян Власов, из регионов поступают сообщения о нехватке вакцины. Так, в Ростовской области необходимого препарата нет уже несколько месяцев. Единственный раз в 2023 году вакцина поставлялась в детские поликлиники в начале февраля в количестве 9,6 тысячи доз и уже давно закончилась.
Вакцину от кори — она отечественная, мы не получали с марта, и до сих пор прогноза никакого. Очень ждём поставок, корь бушует!
— рассказала Царьграду старшая медсестра одной из местных детских поликлиник.
Минздрав Ростовской области ещё летом официально признал факт дефицита вакцины от кори. В регионе в листах ожидания на вакцинацию скопилось уже 7,3 тысячи детей. То есть количество, сопоставимое с единственной полученной в этом году партией. Когда будет вторая поставка, пока не известно.
Между тем корь — одна из самых грозных инфекций, заразиться которой можно воздушно-капельным путём даже при непродолжительном контакте. Это очень опасное заболевание, от которого страдают преимущественно дети. Причиной большинства смертей при кори становится осложнение в виде пневмонии. Также вирус приводит к слепоте, крупу, язвах во рту, ушным инфекциям, жёсткой диарее. Корь у детей может спровоцировать энцефалит (воспаление мозга) и, как следствие, судороги, потерю слуха, нарушения интеллекта.
От ветрянки пока спасения нет
По ветрянке у нас отдельная история. В 1970-х годах мы заявили, что ветряная оспа побеждена, и поэтому перестали производить вакцину. А когда сейчас у нас появились мигранты из стран бывшего советского пространства, выяснилось, что защиты от ветрянки нет,
— рассказал Царьграду Ян Власов. Эксперт подчеркнул, что фактически отечественную вакцину нужно заново изобрести. Такая задача Минздравом поставлена, учёные этим занимаются, прототип есть. Но понадобится не меньше года, чтобы в России появилась своя вакцина от ветрянки. А пока её нет – закупать импортные аналоги.
Похожая картина – с зарубежными вакцинами от ветряной оспы. Как отмечает "Медицинский вестник", в России сложился дефицит импортных вакцин от ветряной оспы. В частности, "Варивакса" (США) и "Варилрикса" (Бельгия). Первый вообще не поставлялся в страну с начала 2023 года, а объём ввоза второго упал вдвое.
Прививка от менингита — только платно
Эксперты обращают внимание и на ситуацию с менингококковой инфекцией. Её включат в Нацкалендарь профилактических прививок только в 2025 году. Сейчас вакцинация от менингококка не оплачивается государством. Привиться можно платно либо по эпидемиологическим показаниям (при угрозе эпидемии или для групп высокого риска).
Те, кто идёт на СВО, должны получать вакцину против менингита, но не получают, потому что её нет в Национальном календаре,
— говорит Ян Власов. Общественники сейчас добиваются того, чтобы вакцинация против менингококка была включена в Нацкалендарь прививок как можно быстрее.
Между тем в некоторых регионах России заболеваемость менингитом выросла на 500%, кое-где зафиксирован рост на 900%. Половина заболевших менингитом умирают или становятся инвалидами.
В декабре прошлого года в Москве произошла вспышка менингита. Очаги заболевания были выявлены в основном среди мигрантов. А в июле этого года вспышка произошла в Свердловской области: заболели несколько сотрудников крупного склада, а потом и воспитанники детского сада в Екатеринбурге. Есть умершие.
Кто виноват?
Напомним, препараты для иммунизации в рамках Национального календаря профилактических прививок поставляются Минздравом России в регионы централизованно. Контракты с поставщиками заключает ФКУ "Федеральный центр планирования и лекарственного обеспечения граждан".
При этом региональные министерства не в курсе сроков поставки вакцин и причин возникающего дефицита. Им просто присылают определённую партию препаратов, которая уже на месте распределяется по поликлиникам.
Заявка на поставку вакцин в рамках Национального календаря на год формируется в августе предыдущего года. Делают это сами медицинские организации после демографического анализа прикреплённого к ним населения. А вот порядок поставки вакцин (количество этапов, объёмы каждого этапа) определяет Минздрав России. То есть фактически за всё отвечает Москва. На местах могут только тщательно считать, уповать на расторопность столичных чиновников и ждать поставок.
На мигрантов не рассчитывали
Волокита с заключением госконтрактов и элементарный просчёт — лишь видимая часть айсберга. Есть и другие причины нехватки вакцин.
Во-первых, форс-мажор. Так, на Кавказе была зафиксирована вспышка полиомиелита, проводилась туровая вакцинация. Очевидно, запасы препарата в рамках выделенных на год лимитов были направлены туда, поэтому в других регионах мог образоваться дефицит.
Если где-то не хватает какого-то лекарственного средства, в том числе вакцины, предусмотрена передача от одного региона к другому тех препаратов, которые закуплены за федеральный счёт. Такой механизм существует и применяется в случае необходимости, — отметил Ян Власов.
Во-вторых, важным фактором стал наплыв мигрантов из Средней Азии и Закавказья, где уровень вакцинации далёк от идеала. В Минздраве России считают, что вспышку кори в России спровоцировали именно приезжие: значительная часть случаев заболевания — завозная. Усугубило ситуацию и массовое прибытие украинских беженцев, где несколько лет бушевала корь.
Так как это очень заразная инфекция, для защиты от неё нужно привить не менее 95% всего населения. А это миллионы доз вакцины. Как сообщил Роспотребнадзор, по состоянию на 4 августа в рамках подчищающей иммунизации против кори привито более 1,2 млн человек, в том числе 608 тысяч мигрантов. Вот отсюда и дефицит.
В Росздравнадзоре и Минздраве уверяют, что в стране хватает аналогов вакцин и уход импортных производителей не влияет на доступность прививок. Однако с поставками вакцин, очевидно, есть проблемы.
Что с того?
Главное, что тревожит, — это рост заболеваемости всеми опасными инфекциями, которые ранее уже были побеждены, но сейчас снова атакуют Россию.
Между тем многие родители стали отказываться от вакцинации детей отечественными препаратами. Например, наш многокомпонентный препарат против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС) переносится хуже, чем импортные аналоги. Дети так и остаются невакцинированными, а это снижает уровень коллективного иммунитета.
По данным Роспотребнадзора, в России с января по май заболеваемость корью выросла в 210 раз, коклюшем — в 5 раз, паротитом — на 162%, ветрянкой — на 22%. Желающих привиться от той же кори пока больше, чем вакцин. Ждём новых вспышек?