30 октября 2023 г.
30 октября 2023 в Московской области межрегиональный проектный офис по повышению качества медицинской помощи и лекарственного обеспечения для пациентов с рассеянным склерозом провел рабочую встречу, посвященную проблемам доступа населения к терапии на уровне региона. Участники, в числе которых сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов, обсудили инициативы, способные изменить ситуацию к лучшему.
Рассеянный склероз (РС) – проблема не только медицинская, но и социальная. Чаще всего заболевание поражает людей трудоспособного возраста, ему больше подвержены женщины. Специалисты сходятся на том, что чем раньше начать лечение, тем лучше прогноз течения болезни: современная эффективная терапия может отсрочить наступление инвалидности. Без адекватной медицинской помощи уже через 10 лет после дебюта заболевания до половины пациентов начинают испытывать сложности в выполнении профессиональных обязанностей, а через 20 лет возникают проблемы в самообслуживании.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов обозначил основные потребности пациентов, страдающих РС. В числе главных – недоступность качественной реабилитации, высокотехнологичной медицинской помощи, оперативной диагностики, а также льготных лекарств и лечебного питания.
РС относится к высокозатратным заболеваниям: на обеспечение инновационными препаратами, изменяющими течение РС (ПИТРС) одного пациента тратится, в среднем, около 1,1 миллиона рублей в год. В настоящее время основным источником финансирования лечения РС является программа «14 высокозатратных нозологий» (14 ВЗН). Однако, по мнению директора «Центра Социальной Экономики» Руслана Древаля, возникающие технические проблемы часто сдерживают работу по обеспечению пациентов современной терапией. «Проведение комиссий по включению препаратов в список ЖНВЛП и в программу «14 ВЗН» в этом году регулярно откладываются, из-за чего возникает дополнительный барьер для получения лекарств нуждающимся. Проблемы есть по неврологии, ревматологии, онкологии. В зоне риска – и препараты по РС. Молекулы, которые были уже одобрены для включения в перечни ВЗН, выпали из этого процесса в силу технических проблем, – сообщил он. – Обновленный перечень ВЗН так и не вступил в силу в 2023 году. В результате бремя лекарственного обеспечения фактически легло на регионы. В итоге терапию данным препаратом получили лишь 35% пациентов».
Древаль уверен, что ситуация, когда препарат не включен в перечень ЖНВЛП или ВЗН, не должен являться барьером для обеспечения пациента, который нуждается в лекарстве. Согласно главе 10 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», назначение таких препаратов может санкционировать врачебная комиссия. «Трактовки полномочий субъектов по лекарственному обеспечению регулярно меняются. В этом году Минздрав разъяснил, что субъект имеет право софинансировать программу ОМС, – подчеркнул он. – Любой препарат по решению врачебной комиссии можно либо применить в амбулаторном режиме, либо формировать отдельный тариф, который будет привязан к конкретному пациенту. Механизм назначения препарата по решению врачебной комиссии достаточно хорошо отработан». По мнению Руслана Древаля, к резервам системы ОМС можно обращаться в случае возникновения сложностей получения лекарственного обеспечения по программе «14 ВЗН». «Мы видим, что в последнее время в систему ОМС включают препараты, которые уже есть в перечне ВЗН – например, необходимые для лечения онкологических и иммуновоспалительных заболеваний. Дополнение ОМС современными высокотехнологичными препаратами позволит временно «перекрывать» потребность пациента в необходимой терапии и обеспечить преемственность лечения.
Формально в программе ОМС есть возможность для применения ряда препаратов по лечению РС, но их использование ограничено, согласен Ян Власов. Он отметил, что тема перевода первой линии ПИТРС в систему ОМС уже поднималась, но существуют риски возникновения дефицита бюджета и, как следствие, невозможности обеспечения пациентов за счет оставшихся средств. «В целом, предложение уместно, и надо его хорошо просчитать для продолжения диалога», – сказал он.
В последние годы в Московской области отмечается значительный рост пациентов с РС – ежегодно в регионе регистрируется более 600 новых случаев, констатирует главный внештатный специалист невролог Министерства здравоохранения Московской области Максим Сутормин. «В этой связи проблематично предугадать, сколько пациентов необходимо обеспечивать по программе ВЗН или за счет дополнительных бюджетных средств, – продолжает он. – По данным за 9 месяцев 2023 года, в Московской области зарегистрировано 7 075 пациентов с РС. Терапию ПИТРС получают 5 266 человек, из них препаратами первой линии обеспечены 4 303 человека. По программе «14 ВЗН» их количество возросло на 350 человек. За счет средств регионального льготного обеспечения (РЛО) терапию получают 75 человек. Нагрузка на региональный бюджет существенная».
Заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии Медицинского института ФГАОУ ВО РУДН, заместитель главного врача по терапии ГБУЗ «Городская клиническая больница № 24 Департамента здравоохранения города Москвы» Сергей Зырянов отметил, что при быстро прогрессирующем РС пациенту, как правило, сразу назначаются ПИТРС второй линии (с определенными ограничениями). «Наша задача – остановить прогрессию, и современные высокоэффективные средства давно доказали свое влияние на предотвращение обострений и снижение рисков перехода ремитирующего РС во вторичную прогрессию», – отметил врач.
Генеральный директор Национального института медицинского права Юлия Павлова рассказала об организационных, правовых и финансовых аспектах организации медпомощи больным РС в регионах страны. «Несмотря на то, что клинические рекомендации должны быть настольной книгой врача, на практике мы наблюдаем несоблюдение их стандартов и порядка, – утверждает она. – Программа госгарантий должна строиться, как минимум, на клинических рекомендациях и стандартах лечения, а в дальнейшем – территориально расширяться за счет региона. Это сложная задача».
Результаты работы межрегионального проектного офиса будут отражены в итоговой резолюции. Документ с предложениями участников совещания будет направлен для последующей проработки в органы законодательной и исполнительной власти регионального и федерального уровня.