9 февраля 2024 г.
Источник: mosgorzdrav.ru
В Москве на базе Кадрового центра Департамента здравоохранения состоялся круглый стол «Московский стандарт поликлиник: в центре внимания пациент».
Мероприятие было посвящено вопросам внедрения новых принципов в работу городского амбулаторного звена, улучшению качества и доступности медицинской помощи, инфраструктурному, технологическому и цифровому развитию. В нем приняли участие Лариса Картавцева, депутат Мосгордумы председатель Комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы, Юрий Жулёв, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, Николай Дронов, председатель Координационного Совета МОД «Движение против рака», Член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве России, Эльвира Густова, президент Межрегиональной общественной организации инвалидов «Московская диабетическая ассоциация больных сахарным диабетом», а также представители Департамента здравоохранения Москвы и главные врачи городских поликлиник.
«Несколько лет назад в Москве началась самая масштабная за всю историю столичного здравоохранения программа модернизации городских поликлиник. Всего за несколько лет была реконструирована практически половина зданий всего амбулаторного фонда города. Ремонт сам по себе был очень важен, но делали его не только ради красивых стен. Москва создавала прочный фундамент для внедрения нового московского стандарта. Это качественно новый, полностью переосмысленный организационно-методологический подход к оказанию медицинской помощи, который включает в себя не только повышение ее качества и доступности, но и создание особой максимально дружелюбной для пациента среды. И важно то, что такие высокие стандарты будут внедрены в работу абсолютно всех поликлиниках столицы», - рассказал заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы Андрей Старшинин.
Вопросы создания дружелюбной среды в городских поликлиниках вызвали наибольший интерес участников круглого стола. Специалисты рассказали, что одним из важнейших направлений стала разработка единых ценностей, которых придерживаются все специалисты городской амбулаторной службы.
«Новый московский стандарт – это не только современные принципы логистики, технологического оснащения, набора специалистов и использования целой экосистемы цифровых сервисов. Одним из важнейших принципов является пациентоориентированность. Совместно с пациентским сообществом мы разработали единые принципы взаимоуважения, которым следуем сами и призываем следовать пациентов», - отметил Андрей Тяжельников, главный внештатный специалист по первичной медико-санитарной помощи, главный врач городской поликлиники №220.
Живую дискуссию вызвали и темы контроля качества оказываемой медицинской помощи. В частности, эксперты обсудили вопрос выборочного аудиомониторинга приемов специалистов, его целесообразность и гарантии безопасности для пациентов.
«Любая методика и стандарт, какими бы совершенными они ни были на старте, со временем адаптируются и совершенствуются. Так происходило и со стандартом поликлиник. Мы создаем качественную пациентоориентированную среду и хотим, чтобы она оставалась не только на бумаге. Для этого нужно создавать контролирующие механизмы. Мы следим за тем, чтобы в поликлиниках не образовывались очереди, за доступностью записи и многим другим. Еще один инструмент, который внедряется в настоящее время - проведение выборочного аудимониторинга. Он вызвал много дискуссий, но это шаг, направленный на улучшение коммуникации между врачом и пациентом», - подчеркнул Андрей Старшинин.
Схожую точку зрения выразил и сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулёв: «Аудиозапись врачебного приема вызвала широкое обсуждение как у профессионального, так и пациентского сообщества. Причем некоторые представители позиционировали этот инструмент как прослушку и слежку, не задумываясь о реальной цели и мотивах аудиомониторинга. Еще более странными кажутся эти рассуждения в контексте того, что вся информация о жалобах, состоянии и диагнозе и так в обязательном порядке фиксируется в карте пациента. Конечно, это не сама беседа врача и пациента, но ее результат. А что, если во время разговора врач ведет себя фамильярно, допускает некорректную оценку действий пациента, например спрашивает, как же он довел себя до такого состояния? Естественно, пациенту, который и так взволнован, это не понравится. Или же сам пациент хамит врачу и, например требует очевидно ненужных назначений, и не получив их идет жаловаться заведующему или главному врачу? Приятного мало для обеих сторон – пациент недоволен, врачу приходится объясняться перед руководством. Аудимониторинг позволит застраховать и специалиста, и пациента от таких инцидентов. Ведь если посмотреть на вопрос объективно, становится понятно, что это борьба за качество, от которой выиграют все».
В рамках круглого стола все участники обменялись мнениями относительно текущего развития амбулаторного сектора Москвы и результатах уже реализованных инициатив. Кроме того, эксперты подчеркнули, что установление конструктивного и эффективного диалога между пациентским и профессиональным сообществом является ключевым элементом совершенствования системы оказания медицинской помощи.