9 января 2023 г.
Источник: Российская газета
Старческое слабоумие - это то состояние, которого многие боятся даже больше, чем рака. Тем более что эффективного лечения от болезни Альцгеймера до сих пор нет. Но население планеты стареет, и "тихая эпидемия" нейродегенеративных недугов нарастает. По данным ВОЗ, сейчас от старческого слабоумия страдает от 30 до 50 млн человек, к 2030 году их будет уже 75 млн.
Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрило новое лекарство для лечения болезни Альцгеймера, которое замедляет снижение когнитивных функций у людей с ранней стадией заболевания. Уже известно, что лечение препаратом под названием Leqembi будет стоить около 26 500 долларов в год. Но пока большой вопрос, смогут ли пациенты получать его по страховым программам. Дело в том, что предыдущий новый препарат той же группы, который FDA разрешило к применению полтора года назад, не оправдал надежд - он вызвал множество побочных явлений.
"Ажиотаж с этими препаратами понятен: впервые появились средства, воздействующие на причину заболевания, а не только уменьшающие негативные симптомы. В последние 10 лет рассматривались свыше ста препаратов-претендентов для лечения болезни Альцгеймера, но ни одно себя не оправдало. Одна из причин - очень сложно достоверно подтвердить эффективность таких лекарств, ведь это требует многолетних наблюдений за пациентами", - пояснил "РГ" врач-невролог, сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.
"Питание головного мозга осуществляется за счет отдельного круга кровообращения и зависит от качества крови, сосудов, все это с возрастом ухудшается. Это становится причиной сосудистых нарушений головного мозга, в частности синдрома Альцгеймера, сенильной деменции", - отметил Власов.
Поэтому, возможно, ключ надо искать в комплексном подходе к лечению. В этом направлении ведут работу российские ученые. В ФИЦ Биотехнологии РАН совместно с "Р-Фарм" в декабре 2022 года сообщили о разработке инновационного препарата для лечения сразу нескольких нейродегенеративных заболеваний, включая болезнь Альцгеймера.
Интересно, что основа у российского препарата растительная - это структура природных алкалоидов эбурнамина, которая была выделена из барвинка. Это вещество способно влиять на образование нервных клеток, а также нейромедиаторов, что дает возможность использовать это соединение для лечения заболеваний, связанных с гибелью нейронов и нарушением памяти. Авторы разработки говорят, что этот препарат будет универсальным - его можно будет эффективно использовать для лечения деменций различной этиологии, включая и болезнь Альцгеймера, но также депрессий, ДЦП, аутизма, рассеянного склероза.
Наступления деменции многие люди боятся даже больше, чем рака
"Может удивить такое большое покрытие "сложных" болезней, для лечения и профилактики которых может быть использовано в будущем это лекарственное средство. Все дело в том, что наше исследование основано на принципиально новом оригинальном подходе, при котором ставится задача "восстановления" нервных клеток и связей между ними независимо от того, по какой причине эти связи были нарушены", - пояснил "РГ" руководитель исследования, заведующий лабораторией биомедицинской химии психотропных средств ФИЦ Биотехнологии РАН Вадим Макаров. Завершение доклинических испытаний препарата нового типа запланировано на 2025 год.
Мнение
Ян Власов, невролог, сопредседатель Всероссийского союза пациентов
- Клинические испытания лекарств, которые позволят затормозить развитие болезни Альцгеймера, ведутся постоянно. Я знаю, что на российский рынок заходила иностранная компания с новым препаратом от этого заболевания. В Москве также идут разработки препаратов от Альцгеймера, но в основном их действие ограничено симптоматической терапией, чтобы "убрать" агрессию.
При Альцгеймере нарушается процесс запоминаемости и требуется отдельная категория препаратов, нежели чем для лечения депрессии. Хотя, конечно, пациенты с Альцгеймером тоже часто страдают от эмоциональных качелей.
Клинические испытания лекарств от нейродегенеративных заболеваний, в том числе, и болезни Альцгеймера, идут долго, иногда затягиваются на несколько лет. Это обычная практика, а не какая-то специфика конкретно Альцгеймера. Для исследования берутся десятки и иногда сотни комбинаций молекул. От половины приходится отказываться после прохождения тестов на интоксикацию. Еще часть отпадает впоследствии через несколько лет после выявления побочных эффектов, реакции на препарат определенных групп добровольцев и так далее.
Сейчас основные разработки против этого тяжелого заболевания сосредоточены в сфере ингибиторов холинэстеразы и блокаторов глутаматных рецепторов, но обеспечивают они только облегчение расстройства психики и не лечат Альцгеймер.
Поэтому значимость новых перспективных направлений исследований крайне высока.