Назад

24.01.2023 Выраженный эффект: когда прививки от ротавируса и ветрянки станут в России обязательными

24 января 2023 г.

Источник: Профиль

Еще в этом разделе

24.01.2023 Выраженный эффект: когда прививки от ротавируса и ветрянки станут в России обязательными

Один из приоритетов развития системы здравоохранения РФ – обеспечить практически стопроцентную вакцинацию населения от вакциноуправляемых инфекций. По планам правительства, цель должна быть достигнута к 2035 году. Почему эта задача может быть выполнена не в полном объеме, разбирался «Профиль».

В сентябре 2020 года правительство утвердило стратегию развития иммунопрофилактики на период до 2035 года. Документ предполагает за 15 лет достичь не менее 95% охвата населения прививками от вакциноуправляемых инфекционных болезней. Только в этом случае можно рассчитывать на выраженный эффект вакцинации, проводимой в рамках Национального календаря профилактических прививок (НКПП).

Итоги первых двух лет действия стратегии можно назвать неутешительными. Так, вакцинацию от ротавируса должны были начать в 2022 году, от ветряной оспы – в 2023-м, от вируса папилломы человека (ВПЧ) – с 2024 года. Очередность установлена планом мероприятий по реализации стратегии развития иммунопрофилактики. Более того, прививки от ротавируса и ветрянки уже включены в НКПП, который в декабре 2021 года утвердил Минздрав.

К сожалению, приходится констатировать, что ведомственный приказ остается декларацией о намерениях. Массовое вакцинирование населения от ротавируса и ветряной оспы в настоящее время проводить нет возможности. В 2024 году история может повториться и с прививками от ВПЧ.

Сроки выполнения действующего НКПП не удается выдерживать из-за проблем локализации производства вакцин. Наукоемкие проекты предполагают серьезные затраты, в данном случае – на разработку аналогов патентованных зарубежных препаратов. Однако, как показывает опыт, инвестиции в создание инновационных продуктов не всегда быстро окупаются.

Так, производители, которые в предыдущие годы наладили выпуск лекарственных препаратов, потом столкнулись с отсутствием стабильного спроса. Государство закупку отечественных вакцин не гарантировало. Стоит ли в таком случае удивляться, что сейчас частный бизнес проявляет осторожность и не спешит вкладывать в новые проекты.

Весомым аргументом, чтобы изменить подход, могут стать дополнительные меры государственной поддержки фармацевтической отрасли. Сегодня это особенно актуально в контексте программ импортозамещения. Фактически отечественная фармацевтическая отрасль должна в полном объеме восстановить утраченные компетенции, чтобы обеспечить суверенитет в сфере обеспечения эффективными лекарственными препаратами.

По некоторым направлениям перспективные разработки есть. Идет работа над вакцинами от ротавирусной инфекции, от ветряной оспы. Для ускоренного создания собственных вакцин необходимо объединить научный и производственный потенциал, устранить бюрократические барьеры и ведомственные разногласия. Это можно сделать лишь при условии, что функции координатора возьмет на себя правительство. Переход на ручное управление, вплоть до введения на определенных этапах элементов плановой экономики, в условиях беспрецедентных санкций представляется на данный момент наиболее целесообразным.

Госзаказ на вакцины для выполнения НКПП обеспечит загрузку производственных мощностей и гарантированный сбыт не менее 30% объемов выпускаемых препаратов. Предприятия в этом случае могли бы на более выгодных условиях получать заемные средства на расширение ассортимента и увеличение объемов выпуска продукции.

Для успеха импортозамещения на рынке лекарств значение имеет не только поддержка спроса на отечественные препараты, но и уровень закупочных цен. С последним есть сложности, поскольку бюджетное финансирование на эти цели ограниченное.

В течение длительного времени производство и реализация вакцин для государственных нужд остаются для ряда производителей убыточными, учетывая зарегистрированные предельные отпускные цены. Ситуация в настоящее время настолько критическая, что производство ряда препаратов, в том числе вакцин, включенных в НКПП, в 2023 году может быть приостановлено.

Планы расширения Национального календаря профилактических прививок останутся на бумаге, если не пересмотреть подходы к финансовому обеспечению мероприятий для профилактики вакциноуправляемых инфекций. Вот наглядный пример. С 2022 года в НКПП предусмотрен охват всех детей комбинированными вакцинами. Однако бюджетные ассигнования затрат увеличены не были. Не нашли они отражения и в федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период до 2025 года. Таким образом, в среднесрочной перспективе дело с мертвой точки, похоже, не сдвинется. Чтобы просить у Минфина дополнительные средства с учетом расширения НКПП, нужны финансово-экономические обоснования по каждому направлению иммунопрофилактики, которые до сих пор не разработаны.

Между тем существуют риски распространения на территории РФ опасных инфекционных заболеваний. С ростом миграционных потоков после отмены антиковидных ограничений фиксируются вспышки разных вакциноуправляемых инфекций. В прошлом году отмечен рост заболеваемости менингитом. По данным Информационной системы для государственного и муниципального управления iMonitoring, с января по октябрь резко увеличилось количество больных генерализованными формами менингококковой инфекции (+134% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года). В годовом выражении показатель вырос в 2,4 раза. Среди детей до 14 лет – в 1,5 раза, до 17 лет – в 1,5 раза, молодых людей в возрасте до 18 лет – в 3,8 раза.

Менингококковая инфекция – непредсказуемое и смертельно опасное инфекционное заболевание, которое может унести жизнь человека в течение суток. По данным ФГБУЗ «Детский научно-клинический центр детских инфекций ФМБА России», если не лечить менингококковую инфекцию, то летальность достигает 90%, при несвоевременном лечении – 20%.

Лечение больного с тяжелой формой течения этого заболевания обходится в 17–20 млн руб. А счет заболевших идет на сотни: в 2018 году – 757 (летальных исходов – 159), в 2019-м – 873 (151), в 2020-м – 387 (69), в 2021-м – 315 (45). Следовательно, затраты бюджета исчисляются миллиардами.

Массовая вакцинация при таком раскладе выглядит экономически целесообразной. Но без подтвержденного контакта с больным сделать прививку от менингококка можно только платно. Стоимость услуги – от 2,2 до 10 тыс. руб., что делает ее малодоступной или не доступной вовсе для миллионов детей и подростков соответствующих возрастов.

Достичь необходимого уровня иммунизации населения и предотвратить новые вспышки менингита невозможно, пока эта инфекция не включена в национальный календарь прививок. Пока инициативу проявляют власти субъектов Федерации. В Москве, Красноярском крае, Пермском крае, Якутии, Ямало-Ненецкой автономной области, а также в Омской, Иркутской, Свердловской, Тульской, Тюменской, Челябинской и Ярославской областях вакцина включена в региональные календари профилактических прививок.

Между тем осенью 2021 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о запуске глобальной стратегии по борьбе с менингитом. Цель – к 2030-му ликвидировать эпидемию бактериального менингита как самой смертоносной формы этого заболевания. Так что включение вакцинации от менингококковой инфекции в НКПП (а это реально сделать уже в 2023 году) стало бы выполнением Россией своих международных обязательств.

Автор – доктор медицинских наук, сопредседатель Всероссийского союза пациентов